Законодательство о закупках подвергается регулярным изменениям. В январе вступили в действие очередные обновления — появился ФЗ 453, включающий штрафы по закупкам 223 ФЗ для заказчиков за нарушение регламента процедур. Расскажем в статье об основных изменениях и масштабах штрафных санкций, разберем нарушения, которые встречаются чаще других на практике и расскажем, можно ли оспорить назначенные заказчику штрафы.
Одна из основных поправок, касающихся ведения торговых процедур по 223 ФЗ обязывает заказчиков закупать у представителей малого предпринимательства и бизнеса средних масштабов как минимум ¼ от совокупного объема продукции или услуг по договорам за календарный год.
Доля стоимости госконтрактов, подписанных с МСП по результатам закупочных мероприятий, проводимых для таких субъектов, должна составлять — до 1/5 годового стоимостного объема договоров, заключенных по закупкам со всеми категориями заказчиков.
Исключить из стоимостного годового объема разрешается закупки по следующим направлениям:
Оплатить поставку продукции или услуги СМП по новым правилам нужно в течение 15 рабочих дней со дня приемки товаров или услуг заказчиком. Основанием для приемки является подписанный приемо-сдаточный акт. Если заказчик нарушит эти сроки, на должностных лиц с его стороны наложат ответственность за нарушение 223 ФЗ в формате штрафа.
Если заказчик приобретет ТРУ в нужном количестве не у МСП или не отчитается о закупках у этой категории предпринимателей до 1 февраля в следующем за отчетным году, закупки ему придется проводить уже по более строгим правилам 44 ФЗ.
В свежих положениях появилось еще одна норма: при проведении повторного тендера в бумажной форме вместо положенной электронной, ответственный за закупку сотрудник будет либо дисквалифицирован на 1 год, либо привлечен к уплате штрафа.
Предусмотрено наказание и для недобросовестных поставщиков, нарушающих требования обновленного законодательства в виде внесения в соответствующий реестр.
Данные для органов контроля за действиями заказчиков и участников торгов будут фиксироваться программно, чтобы исключить недобросовестные манипуляции со стороны участников конкурсных процедур.
Административная ответственность заказчика за нарушения 223 ФЗ может наступить для него в любом из случаев, когда будет выявлено, что он не следует правилам, принятым в сфере торгов.
Привлечь к ответственности и назначить штрафы за нарушения могут как организацию-заказчика, так и отдельных должностных лиц, ответственных за закупки.
За нарушения 223 ФЗ уголовная ответственность не присуждается, но за серьезные проступки могут назначить крупные штрафы, лишить право на трудоустройство в определенных сферах и заниматься некоторыми видами работ. Широко практикуют возмещение убытков в пользу пострадавших исполнителей.
После того, как система госзакупок получила широкое распространение, законотворцы начали регулярно вносить поправки и новые штрафы в КоАП. Дела, которые касаются нарушений закона в процессе закупок подконтрольны отделам антимонопольных органов в РФ и регионах страны. Если решение ФАС является положительным, штрафы могут наложить как на юрлицо, так и на отдельного сотрудника. К рассмотрению таких дел могут привлекать и прокуратуру.
Собрали удобную таблицу штрафов по 223 ФЗ с указанием отступления от правил и наказания за него.
Тип нарушения | Законное основание по КоАП | Лимиты штрафов для сотрудника | Лимиты штрафов для организации |
Проведение обязательного электронного заказа в бумажном виде | Ч. 1 ст. 7.32.3 | 10 000 – 30 000 | 100 000–300 000 |
Проведение обязательного электронного заказа в бумажном виде должностным лицом, не менее 2-х раз привлекавшемся к административной ответственности | Ч. 2 ст. 7.32.3 | 40 000–50 000 | Возможно отстранение от должности на 6-12 мес |
Размещение данных о закупке с несоблюдением регламентированных сроков | Ч. 4 ст. 7.32.3 | 2000–5000 | 10 000–30 000 |
Проведение госзакупки по 223 ФЗ вместо 44 ФЗ | Ч. 3 ст. 7.32.3 | 20 000–30 000 | 50 000–100 000 |
Размещение ЕИС изменений по госзакупке с нарушением сроков | Ч. 6 ст. 7.32.3 | 35 000–10 000 | 10 000–30 000 |
Отсутствие публикации данных о заказе в ЕИС | Ч. 5 ст. 7.32 | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 |
Направление в РНП недостоверных сведений об участнике закупочной процедуры | Ст. 19.7.2-1 | 10 000–15 000 | 30 000–50 000 |
Согласование противоречащей нормам 223-ФЗ документации о закупке | Ч. 7 ст. 7.32.3 | 2000–3000 | 5000–10 000 |
Отклонение участника согласно основаниям, которых нет в закупочных документах или рассмотрение и оценка заявок по отсутствующим в документах о закупке критериям | Ч. 8 ст. 7.32.3 | 2000–3000 | 5000–10 000 |
Нарушение предписаний, выданных органами ФАС | Ч. 7.2 ст. 19.5 | 30 000–50 000 | 300 000–500 000 |
При назначении ответственности по закупкам 223 фз , в контрольно-исполнительных службах принимают во внимание много индивидуальных аспектов, которые прямо или косвенно влияют на степень строгости назначенного наказания и размер присуждаемого штрафа:
В отдельных ситуациях, предметный разбор проблемы позволяет сделать вывод, что допущенные заказчиком ошибки несущественны и тогда ответственность может принять форму устного выговора.
Также на выбор мер ответственности всегда влияют характеристики личности сотрудника, который нарушил правила. Органы контроля берут во внимание анамнез штрафов и допущенных ранее нарушений, а иногда даже материальное состояние. Если выясняется, что человек способствовал тому, чтобы исправить ошибки и смягчить их последствия, мера ответственности может быть более мягкой.
И наоборот — когда сотрудника (должностное лицо) уличают в том, что противоправные действия он совершает регулярно и уже получал предупреждения от исполнительных органов, такой факт отягчает текущие обстоятельства и приводит к тому, что наказание будет более строгим.
Если заказчика или его представителей привлекают к ответственности по 223 ФЗ, есть несколько способов уменьшить суммы штрафов.
Что можно сделать: переквалифицировать дело. Если лицо обвиняют в том, что оно не разместило в ЕИС информацию, можно апеллировать к тому, что информация была размещена, но с нарушением сроков. В первом случае штрафы составляют 30-50 тыс. руб. для сотрудника и 100-300 тыс. руб. для организации. Во втором — 2-5 тыс. руб. для сотрудника и 10-30 тыс. руб. для компании-заказчика.
Как нужно действовать: если вы забыли разместить в ЕИС протокол по закупке и органы контроля выявили этот факт, есть возможность опубликовать этот документ в системе и просить суд переквалифицировать нарушение на статью, где размер штрафов будет менее внушительным.
Аналогичным образом подлежат обжалованию и другие решения органов ФАС. Если разбирательства затянутся, в результате срок давности по правонарушению истечет и ответственность может не наступить.
В закупках по 223 ФЗ есть несколько типов нарушений со стороны заказчиков, которые органы контроля выявляют чаще всего:
Нередко организатор торгов не выполняет предписания Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, или делает это, нарушая сроки, указанные в КоАП. Такие факты тоже расценивают как серьезный административный проступок, за который могут наложить крупный штраф.
Любые взыскания, включая штрафы по 223 ФЗ важно платить вовремя. С даты получения Постановления о назначении штрафа у нарушителя есть 10 суток на обжалование. Если оспорить штраф за это время не удалось, решение считается вступившим в законную силу и с этого дня на уплату задолженности в бюджет есть 60 дней.
Вот какие способы оплаты существуют:
Независимо от способа оплаты, нужно распечатать и сохранить чек как доказательство оплаты. Зачисление средств получателю будет произведено в срок от 2 до 7 дней, поэтому важно оплатить штраф на несколько дней раньше, чем закончится отведенный для этого срок.
Был ли материал полезен для вас?
0 Комментариев
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться