Несоблюдение антикоррупционного законодательства считается очень значимой проблемой сферы закупок для муниципальных и государственных нужд на территории России. Для борьбы с проявления взяточничества направлен отдельный комплекс процедур и мер.
Понятие коррупции в отечественном правовом поле определено очень четко. По тексту 273-ФЗ «О противодействии коррупции», считается, что коррупция это:
- злоупотребление полномочиями должностного лица;
- взяточничество (как дача, так и получение);
- подкуп;
- любое другое использование статуса должностным лицом в корыстных целях.
Коррупционные действия вступают в противоречие с общественными интересами и государственными ориентирами. Они направлены на извлечение дополнительной выгоды:
- имущественных ценностей;
- денежных сумм;
- услуг разного рода.
Коррупция — явление многогранное. Сюда входит не только применение статуса для денежных махинаций и хищений, но и использование средств бюджета в собственных целях, незаконные виды сделок и т.п.
Основные показатели коррупционного госзаказа или тендера
Согласно нормам международного права, коррупционными считаются действия, которые отличаются наличием следующих атрибутов:
- Совершаются особыми субъектами (например государственными служащими, имеющими широкий круг обязанностей);
- Должностное лицо умышленно использует свое служебное положение и полномочия с целью получить для себя выгоду;
- Субъект своими действиями нарушает правовые интересы государства.
Отрасль государственных закупок является сферой, где коррупционные схемы достаточно распространены. Государственный тендер или госзаказ считается коррупционным в следующих ситуациях:
- Уровень цены контракта. Причем под понятие коррупционной может подпадать завышенная или заниженная НМЦК. Стоимость некоторых видов продукции или услуг определить довольно просто. Иначе дело обстоит с товарами или подрядами, являющимися технически сложными. Невысокая цена на такие изделия может являться свидетельством того, что участники закупки затеяли аферу, работы на самом деле выполняться не будут, а единственная цель мошенников — получить и поделить прибыль.
- Сроки выполнения работ далеки от реальных. Чаще всего имеются в виду чрезмерно сжатые сроки, в которые исполнитель обязуется исполнить обязательства по контракту. Данное обстоятельство может являться свидетельством того, что работа на самом деле уже выполняется или завершена «нужной» фирмой, чтобы доступ к тендеру оказался закрыт для остальных возможных участников.
- У участников закупки запрашиваются документы, не являющиеся необходимыми для производства данного вида работ в пользу заказчика.
- Несколько независимых лотов объединяют в один. Такая уловка используется для ограничения конкуренции, поскольку выполнить сразу несколько несвязанных между собой условий сможет далеко не каждый участник тендера.
- Непонятное техзадание. Техническое задание в таком случае составляется для заранее определенного поставщика, а для остальных претендентов это будет просто невнятный текст.
- Закупка, в которой отсутствует здравый смысл. Наглядный пример: для рядовых государственных служащих на бюджетные средства производится закупка дорогих импортных автомобилей.
- Потенциальный поставщик заключает негласный договор с заказчиком и в заявке на участие указывает наиболее низкую цену.
- Возможно искусственное завышение не только цены контракта, но и объема работ по договору.
- При исполнении госзаказа для большинства поставщиков предлагается наименее привлекательный вариант получения оплаты за выполненные работы (длительная отсрочка платежа, оплата по частям и т.п.).
- Результаты конкурса трактуются некорректно для того, чтобы присудить победу конкретному партнеру.
Анализ и статистика уровня коррумпированности тендеров в различных сферах
Государственный орган, в полномочия которого входит отслеживание и выявления фактов коррупции в государственных закупках — Федеральная антимонопольная служба РФ. Помимо прочего, ФАС имеет право выдавать представления для возбуждения уголовных дел.
При проведении которых незаконные коррупционные схемы используются наиболее часто были и остаются:
- Работы по строительству — 34%;
- Услуги по ремонту дорожных покрытий — 27%;
- Услуги различного рода — 18%;
- Сфера оказания услуг в области медицины — 12%;
- Другие отрасли — 9%.
Таким образом получается, что самые прибыльные виды закупок и тендеров, по результатам которых заключаются многомиллионные контракты, являются одновременно наиболее подверженными коррупции.
Меры противодействия коррупции в тендерах и закупках
Чтобы исключить в закупочной деятельности госкомпании коррупционный фактор был разработан N 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции». Наказание зависит от тяжести правонарушения:
- принудительные работы;
- штрафные санкции;
- мораторий на работу в определенных должностях;
- уголовное наказание.
Для борьбы с коррупцией в закупках в российском и международном правовом поле
применяются несколько основных подходов, зарекомендовавших себя как наиболее действенные.
Регламентационные средства воздействия
К регламентационным антикоррупционным методам относят:
- Прозрачность информации на любых этапах проведения закупки. Существует несколько уровней прозрачности информации:
- общие правила проведения закупок и локальные акты по закупочной деятельности находятся в открытом доступе;
- сведения об итогах исполнения контрактов и сумме выплат по договору носят открытый характер;
- понятные процедуры обжалования результатов тендера.
- Использование эффективной регуляции правил участия в госзакупках:
- стандартные правила для участников тендера;
- нормы, предъявляемые получаемым работам, услугам или к приобретаемым товарам;
- параметры оценивания заявок при принятия окончательного решения о заключении договоров.
На сегодняшний день требования к участникам закупок и предоставляемых ими документах являются максимально четкими. Для обеспечения анонимности претендентов на победу в гостендере и развитию здоровой конкурентной борьбы применяются механизмы электронных аукционов.
Не допускается произвольно менять сроки выполнения контракта и его стоимость, благодаря чему возможность использования коррупционных схем заметно снижается.
Установленные заказчиком цены подлежат обязательному обоснованию.
Технические методы
К техническим методам контроля относят:
- видеонаблюдение и другие системы контроля, внедряемые на рабочих местах экспертов по закупкам и в комнатах для переговоров;
- проверку служебных писем, направляемых по электронным каналам связи.
Воздействие на местном уровне (в самой организации)
Один из наименее затратных и наиболее эффективных способов — это внимательный и скрупулезный отбор кандидатов в сотрудники отдела по закупкам. Прежде чем взять такого претендента на работу, стоит изучить детали его биографии, анкету, собрать с предыдущих мест службы отзывы от коллег и руководства. Это позволит оценить репутацию, заработанную будущим сотрудником. В частности, соискатель не должен быть ранее судим.
При вскрытии в учреждении фактов коррупции в госзакупках рекомендуется:
- придать этому факту максимально широкую огласку;
- к виновному сотруднику применяются дисциплинарные меры, разъясняются виды уголовных и административных взысканий;
- для профилактики таких нарушений нужно организовывать специальные лекции для широкого круга работников с подробными разъяснениями о мерах ответственности.
Контрольные и «репрессивные» меры
Закон о закупках регламентирует регулярное проведение мероприятий контрольной направленности. Такие действия проводятся надзорными властными структурами: Счетной палатой, ФАС, органами МВД и прокуратуры, Следственным комитетом. Контрольные процедуры внедрены в процесс госзакупок на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая исполнением договора подрядчиком.
Устранить проявления взяточничества в госзакупках путем воздействия отдельными методами практически невозможно. Хорошо зарекомендовал себя только комплексный подход к борьбе с коррупционными схемами.
0 Комментариев
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться