Процесс организации и проведения закупок по 44 ФЗ строго регламентируется правилами. За нарушение 44 ФЗ заказчиком его могут привлечь к мерам ответственности. Наказание в таких случаях бывает дисциплинарным, административным или даже уголовным. Чаще всего заказчиков наказывают «рублем» — назначают штраф на отдельное должностное лицо или организацию. Расскажем, какие меры ответственности по 44 ФЗ есть, в каких случаях их применяют и сколько придется заплатить за разные нарушения.
Ответственность по контракту по 44 ФЗ в отношении заказчика наступает в случае выявления нарушений закона на любом из этапов закупочных процедур, в частности:
Меры административной ответственности по 44 ФЗ для заказчиков применяют в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП). Чаще всего заказчики, которые нарушают правила ведения закупочных процедур получают штрафы. Дисквалификацию присуждают только в исключительных случаях, срок такого наказания составляет до двух лет.
Ответственность преимущественно касается должностных лиц со стороны компании-заказчика. Привлекаются члены комиссий по закупкам и контрактные управляющие. Причем ответственность может наступить уже после того, как виновный сотрудник уволится или будет уволен. В этом случае обращают внимание на срок давности проступка, который равен 1 году.
Реже назначаются штрафы по 44 ФЗ в адрес организаций, обычно только если нарушение серьезное. Тогда штрафом накажут и госкомпанию — от 100 до 300 тыс. руб., и виновного сотрудника — на сумму до 50 тыс. руб.
Штрафы по 44 ФЗ за нарушения в государственных закупках актуальны также для подрядчиков и поставщиков товаров. Компания или ИП, которые победят в тендере, не должны допускать нарушений. Если госзаказчик в требованиях к закупке укажет, что ему нужен товар с определенными характеристиками, значит в поставке должны быть только такие товары. Для тех кто игнорирует это требование, предусмотрены серьезные штрафы.
В отличии от санкций к заказчикам, штрафы по контракту по 44 ФЗ и неустойки для подрядчиков рассчитывают, исходя из стоимости договора согласно определенным правилам, установленных государством.
Заказчик не имеет права закрыть глаза на нарушения со стороны поставщика, поскольку ведение госзакупок происходит под строгим контролем. Если проверяющие обнаружат, что нарушения со стороны поставщика были, но госзаказчик о них не сообщил, представителям заказчика грозит дисциплинарная ответственность. А еще контролеры постановят, что поставщика необходимо оштрафовать или потребовать пени.
По способу расчета существует две категории штрафов для поставщика:
Представим, что поставщик по госконтракту должен поставить школьной столовой партию свежих овощей на 1 млн. руб. Помидоры составят 80% стоимости, огурцы — остальные 20%. Помидоры в поставке оказались хорошего качества, а вот огурцы заказчик принимать отказался. Срок исполнения контракта закончился, а заказчик не успел привезти качественные огурцы. Заказчик в такой ситуации может потребовать штрафы за нарушенные сроки по 44 ФЗ в размере 100 тыс. руб. (10% от суммы заказа) с поставщика.
Для закупок, участниками которых являются только малые предприниматели, есть свои лимиты штрафов — 1% от суммы контракта но в пределах сумм от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.
В отдельных ситуациях за основу расчета штрафных санкций принято брать не стоимость контракта, а показатель НМЦ — цены, которую заказчик устанавливает до старта закупочной процедуры, чтобы ограничить лимит стоимости нужной ему услуги или товара. Это значит, что если цена победителя тендера окажется ниже МНЦ, для расчета штрафа будут использовать именно процент от начальной стоимости. Если цена госконтракта превысит НМЦ, штраф посчитают в процентах от итоговой стоимости.
Есть и другой вид неустойки, который начисляют только за просрочку по исполнению своих обязательств — это пеня. За каждый день просроченного обязательства взимают 1/300 часть ключевой ставки ЦБ. Вот как выглядит расчет по просроченным поставками овощей для нужд школы:
Общая сумма контракта 1 млн. руб. Помидоры за 800 тыс. руб. поставщик привез вовремя, а огурцы на 200 тыс. руб. поставил с опозданием на неделю. Ключевая ставка на дату расчетов — 4,5%.
Пеня составит: 200 000 руб. * 1/300 * 4,5% * 7 (дней) = 210 руб.
Заказчик может выставить поставщику штрафы вместе с пенями, даже если получил от поставщика товар хорошего качества, но с опозданием. Но такое требование неправомерно. Пеню за опоздание заказчик может требовать, а штраф — нет.
В некоторых ситуациях поставщик не обязан выплачивать штраф по неисполненному контракту. Например, если он заменит некачественные товары, которые привез заказчику, на продукцию надлежащего качества, отвечающую требованиям контракта. По 44 ФЗ за нарушение сроков поставщику только начислят пеню, без штрафных санкций.
Аналогично можно обжаловать штрафы в суде в случае других нарушений по госконтракту. Основания для взимания штрафов отсутствуют в следующих ситуациях:
Мы собрали наглядную таблица штрафов по 44 ФЗ, которые заказчик может требовать с поставщиков и подрядчиков при нарушении условий госконтракта.
Тип поставщика или подрядчика | Цена контракта в рублях | Лимиты по штрафам в рублях |
Субъекты СОНКО или МСП | любая | 1% стоимости контракта, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб. |
Остальные субъекты предпринимательства | ||
В общих случаях | ||
менее 3 млн. | 10% | |
3 млн.- 50 млн. | 5% | |
50 млн. - 100 млн. | 1% | |
100 млн, - 500 млн. | 0,5% | |
500 млн. - 1 млрд. | 0,4% | |
1 млрд. - 2 млрд | 0,3% | |
2 млрд. - 5 млрд. | 0,25% | |
5 млрд. 10 млрд. | 0,2% | |
10 млрд. и выше | 0,1% | |
если у нарушенного обязательства нет стоимостного выражения | ||
менее 3 млн. | 1 000 | |
3 млн. - 50 млн. | 5 000 | |
50 млн. - 100 млн. | 10 000 | |
более 100 млн. | 100 000 | |
при неисполнении обязательств по капитальному ремонту или строительству (без субподрядчиков) | любая | 5% |
при неисполнении обязательств по капитальному ремонту или строительству (с обязательным привлечением субподрядчика — СОНКО или СМП) | любая | 5% |
Поставщикам важно помнить, что хоть заказчик и выставляет штрафы, решение об их назначении принимает не он, а контролирующие органы. Пени пересмотру не подлежат, даже если стороны договорятся, что подрядчик исправит недостатки, а продавец допоставит необходимый заказчику товар.
Но есть и исключительные ситуации, когда за нарушения не штрафуют вовсе:
Жаловаться в органы ФАС на необоснованное ограничение конкуренции поставщик может только до того, как подпишет контракт, то есть еще в процессе подачи заявки на участие.
Если штраф уже назначен, поставщик имеет возможность судебного обжалования санкций. Вот случаи, когда избежать необоснованного наказания вполне реально:
Видов нарушений в госзакупках существует немало, но есть оплошности, которые подрядчики совершают чаще других. Примеры распространенных правонарушений:
Для оплаты штрафа по административному постановлению у подрядчика есть 60 суток. При наличии отсрочки выплат нужно уложиться в аналогичный срок с даты окончания отсрочки.
Платеж производят по реквизитам, которые изложены в тексте административного постановления. В графе «назначение платежа» нужно указать № и дату выдачи постановления органами ФАС.
Штраф удобно оплачивать перечислением через мобильный банк, интернет-банк или сервис Госуслуг. Другой способ рассчитаться с взысканием — оплатить его в банкомате, банковском отделении с небольшой комиссией.
Сроки зачисления средств в адрес получателя составляют до 5-7 суток. Чтобы проверить, прошла ли оплата, можно воспользоваться сервисом Госуслуги или посетить веб-сайт ФССП.
За нарушение сроков оплаты административного штрафа сумма взыскания может быть увеличена. Другие варианты наказания за просрочку по штрафам — арест до 15 суток или обязательные работы — до 50 часов.
Был ли материал полезен для вас?
0 Комментариев
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться