Государство ответственно за целевое расходование бюджетных средств. Поэтому госзаказчики любят конкурентные закупки - велик шанс получить исключительно хорошие условия и цену от поставщика
Критерий выбора победителя — то, что отличает способы закупки. Но не только он. Другой вид госзакупки — это смена формы проведения, а также новые этапы и условия процедуры.
В Законе о закупках №44 прописаны все возможные способы поиска и отбора поставщиков и подрядчиков для государственных нужд.
Их разделяют на 2 группы в зависимости от количества участников:
А также на:
Победитель тоже определяется по-разному:
В 2018 году государство взяло курс на внедрение электронных форм. До 1 июля в таком виде проводился лишь аукцион, после — заказчик сам выбирал способ организации конкурентного тендера. Тогда же в ст. 24 44-ФЗ добавили изменения в перечень видов госзакупок.
В 2019 году электронные торги перестали быть “на усмотрение” организатора торгов и стали обязанностью.
Способы закупок по 44 ФЗ
Виды КЗ отличаются этапами оценки заявок, сроком их подачи и порядком. Но все они, так или иначе, представляют собой соревнование между двумя и более участниками за заключение сделки с заказчиком.
Участвует каждый желающий и подходящий по требованиям, ведь условия равны для всех. Заказчик отбирает победителя по самому выгодному предложению.
Выбор того или иного способа закупки организатор торгов обосновывает в плане-графике. Если вид не соответствует требованиям закона, то его штрафуют по ст. 7.29 КоАП РФ
Читайте также:
Электронный аукцион по 44-ФЗОткрытый конкурс проводится в электронном и бумажном виде.
Организатор отправляет извещение неограниченному кругу лиц минимум за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками (при электронной процедуре за 15 рабочих дней до их сбора). Все желающие могут попробовать свои силы.
Сначала рассматриваются первые части заявок — информация об услуге или товаре. Затем комиссия решает, допустить ли претендента до конкурса.
После изучения вторых частей выберут победителя — организацию, оптимально подходящую под требования заказчика. И тут дело не только в цене. Важна совокупность факторов — условия доставки товара, сроки исполнения и т.д.
Двухэтапный конкурс в электронной форме отличается от обычного более тщательным предварительным отбором кандидатов. Так, например, в открытом конкурсе последнее предложение делают после оценки первых частей заявок. В двухэтапном же по итогам 2-го этапа.
Первый ознаменован изучением объектов закупки, предложенных участниками. Вносить обеспечение и предлагать цену рано. Это происходит после предварительного отбора, когда организатор торгов откроет доступ ко второму этапу.
Законом о закупках №44 не установлены требования о том, куда следует включать информацию из ч.2 ст.51 44-ФЗ (сведения об участнике) — в предварительную или итоговую заявку. Часто заказчики просят предоставить всё в первой, а во второй — лишь цену, обеспечение и данные об объекте закупки. Но лучше в этом вопросе опираться на конкурсную документацию, она имеет решающее значение
Такой формат торгов заказчик использует, если ему трудно составить техническое задание для объекта закупки. В процессе обсуждения участники помогают ему определиться с критериями отбора. После этого в документацию вносятся изменения и рассылаются приглашения на второй этап с требованием обеспечить заявку.
Двухэтапный конкурс применяют для энергосервисных закупок, научных исследований, при поставке высокотехнологичного оборудования.
По ч.13 ст. 57 44-ФЗ участник может сойти с дистанции, отказавшись от второго этапа конкурса
Если без дополнительных условий не обойтись, то заказчик проводит конкурс с ограниченным участием.
Он пользуется своим правом по ч.2 ст. 56.1 44-ФЗ, когда:
Конкурс с ограниченным участием и открытый:
По дополнительным требованиям заявки оцениваются в первую очередь, лишь затем по общим.
Среди дополнительных критериев выделяют:
Суть этого вида закупки — отобрать организацию с редкими специалистами или возможностями, которые есть не у всех. Таким образом, победитель выбирает из ограниченного круга лиц.
Точно такие же виды конкурса проводятся и в рамках закрытых торгов. Последние актуальны для контрактов с государственной тайной. Информация в таком случае не размещается публично, и для её получения требуется особый допуск.
Запрос предложений по 44-ФЗ — способ закупки для государства, когда победитель отбирается из неограниченного числа участников на основании наиболее подходящих условий для исполнения заказа
После приема заявок организатор тендера готовит протокол. Там публикуются лучшие предложения участников. В течение 1 часа всем допущенные подают окончательное улучшенное предложение.
Всё это очень напоминает открытый конкурс, отличие лишь в возможности для участника сделать лучшее предложение заказчику. Однако при отборе победителя учитывается не только цена.
Запрос предложений проводится строго по основаниям, указанным в ст. 83 44-ФЗ.
Среди них контракты на:
Запрос предложений также актуален, если электронный аукцион или конкурс признаны несостоявшимися.
Так ищут поставщиков и подрядчиков для крупных государственных контрактов. Это эффективно, ведь организатор выбирает наиболее выгодное из неограниченного числа заявок. Однако круг участников сужается, если закупка признана закрытой или после предварительного квалификационного отбора.
В рамках запроса предложений заказчик вправе отказаться и от проведения закупки, и от подписания контракта без финансовых потерь для себя, но решение он должен обосновать
Запрос котировок отличается от запроса предложений порядком определения победителя. В этом случае главный критерий победы — цена сделки.
Запрос котировок по 44-ФЗ — это тендер, в котором побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену контракта, и при этом он соответствует требованиям заказчика
Проводится, когда заказчик уже знает, какой товар ему нужен, но желает купить его по самой низкой цене.
Применяется, если:
Извещение размещается для всех в ЕИС, но в некоторых случаях поучаствовать могут не все — в закрытом запросе котировок или запросе цен с ограниченным участием. В первом случае сведения тендера составляют гостайну, во втором проводится квалификационный отбор участников.
Проводится на специальных электронных торговых площадках (сейчас их 9) для неограниченного числа участников и иногда для закрытых закупок на основании ч.2 ст. 84.1 44-ФЗ.
Электронный аукцион (далее ЭА) — это то, что нужно, если заказчик уже знает, какой товар (услуга) ему нужен, и может четко сформулировать критерии для победы.
Для ЭА нужно объективное основание. Например, то, что организатор хочет купить, есть в Перечне, установленном Правительством РФ в Распоряжении № 471-р от 21.03.2016 (ред. 12.02.2018). Тогда заказчик публикует извещение и конкурсную документацию, где рассказывает о своих требованиях к заявкам. Любой подходящий может стать победителем, если предложит наименьшую цену сделки.
Вместо ЭА иногда применяют запрос котировок. Согласно п.2 ст. 59 такое допускается для заказов на сумму менее 500 тыс. руб. Объект закупки при этом не играет никакой роли
Узнать же об аукционе можно в Личном кабинете ЕИС — всем аккредитованным на ЭП приходит извещение. Сами торги происходят между оценкой первых и вторых частей заявок.
Первая часть — это сведения об объекте закупке, а также согласие на выполнение заказа, подписанное усиленной электронной подписью участника. По итогам выдаются допуски к участию в торгах.
Вторая — досье на участника. Если организация подходит по заданным параметрам, появляется итоговый протокол с победителем.
Сроки рассмотрения обеих частей разные, но подаются они заказчику одновременно согласно ч.8 ст. 66 44-ФЗ
Есть зарекомендовавший себя исполнитель, который раз за разом с успехом исполняет условия контракта. Заказчик доволен — он нашел своего идеального контрагента. И хотел бы без рисков, по налаженным схемам снабжать его заказами и дальше. Но это возможно не всегда.
Если ФАС — контролирующий орган в сфере закупок — признает неконкурентную закупку необоснованной, заказчику не сдобровать. Он это знает, поэтому готовит отчет, где старается обосновать свой выбор — пишет об объективной необходимости использовать именно этот способ торгов и о невозможности других, а также указывает цену сделку и её условия.
Утвердить отчет у контролирующего органа организатор торгов должен до заключения сделки, но конкретных сроков в Законе о закупках нет. Если этого не сделать, то ФАС сочтет сделку неправомерной и расторгнет её
Это процедура, при которой заказчик предлагает заключить сделку конкретному исполнителю, минуя формальные способы отбора — оценку заявок и сравнение предложений.
Плюсы | Минусы |
Заказчик и исполнитель уверены друг в друге | Сделка заключается не по самой выгодной цене, а по единственной предложенной Трудно получить наилучшие условия исполнения заказа |
Низкая вероятность неисполнения контракта или несоблюдения его условий | Закупку нужно согласовать с ФАС, ведь риск сговора велик |
Организатор не тратит время и деньги на поиск исполнителя, а тот — на поиск заказа | Контролирующий орган может расторгнуть договор |
В ст. 93 Закона №44 указаны все случаи, когда имеет место сотрудничество с единственным поставщиком. Среди них:
По информации ТАСС от 25.02.19, министр финансов РФ Антон Силуанов объявил о намерении Председателя Правительства РФ сократить закупки у единственного поставщика и основания для них. Процедура будет упрощена, чтобы госкомпании не видели сложностей в конкурентном выборе подрядчика или поставщика
Конкурентные закупки подразделяются на две группы: торговые и неторговые. К первым относят конкурс и аукцион. Ко вторым — запрос предложений и котировок. И последние в некоторых случаях завершаются без победителя. Тогда заказчик может прибегнуть к неконкурентной закупке — например, посотрудничать с единственным поставщиком.
Способов провести закупку много - каждый из них решает определенные задачи организатора. Преимущества и недостатки есть в каждом способе, поэтому ищите “свой” для достижения конкретных целей. Удачи!
Остались вопросы?
Получите консультацию эксперта в области банковских продуктов. Это абсолютно бесплатноСпасибо за заявку
Наш менеджер скоро свяжется с вамиБыл ли материал полезен для вас?
0 Комментариев
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться