44-ФЗ и 223-ФЗ — это два основные закона, регулирующие отношения между поставщиком и заказчиком. На них и основывается процесс закупок. Мы расскажем про отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ, что поможет Вам лучше понимать их суть.
Заказчики
- в самом названии 44-ФЗ указано, что он регулирует закупки в сфере государственных и муниципальных нужд. Согласно \ закону, заказчиками могут быть государственные внебюджетные фонды и бюджетные учреждения, унитарные предприятия, не имеющие возможности проводить закупки по 223-ФЗ;
- если по 44-ФЗ работает большая часть государственных и муниципальных заказчиков, как было сказано ранее, то по 223-ФЗ — только некоторые из них. К их числу относятся госкорпорации, компании с долей участия государства более 50%, автономные и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных средств. По 223-ФЗ могут выступать организации, занимающиеся энергетикой, водоснабжением и другими видами регулируемой деятельности, в том числе естественные монополии. Например, РЖД, Роснефть, Росатом.
В роли поставщика могут быть юридические и физические лица, самозанятые, а также индивидуальные предприниматели
Свобода регулирования
- в 44-ФЗ требования к тексту и форме документа довольно строгие. Он имеет четкую регламентированность. Законом регулируются все этапы сделки. Нарушение правил для заказчика грозит штрафами и отменой закупок. Для предпринимателя — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Главным преимуществом закона служит уверенность для победителя, что договор с ним будет подписан и все выполненные работы оплачены;
- В 223 ФЗ закреплены только общие условия проведения закупки. Он дает свободу при составлении проекта гарантий. В соответствии с данным законом, заказчик имеет больше полномочий. Им может быть выработан собственный проект оформления банковских гарантий. Например, такие крупные корпорации, как РЖД, Росатом, Роснефть имеют индивидуальный список банков.
Способы закупок
- согласно 44-ФЗ действуют ограничения на сотрудничество с единым поставщиком. Для этого существует такие способы отбора победителя, как:
- конкурсы — открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия;
- аукционы — в закрытой форме, электронные;
- запросы предложений;
- запросы ценовых котировок.
- в 223-ФЗ заказчиком приписываются всевозможные варианты случаев закупки у единого поставщика. Они осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений и запроса котировок. Другие способы заказчик вправе выбирать самостоятельно.
Конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса могут осуществляться только на восьми ЭТП госзакупок из 44-ФЗ. И исключительно в виде одной из четырех форм, указанных выше.
Электронные торговые площадки (ЭТП), на которых проходят торги:
Для того, чтобы работать на данных площадках необходима регистрация в ЕИС (Единая информационная система закупок). Пройти этап регистрации можно бесплатно.
Для 223-ФЗ существует более 150 торговых площадок. Четких ограничений по выбору не существует. Заказчик сам вправе отдать предпочтение наиболее удобному для себя ресурсу. Стоит учесть, что регистрация на некоторых ЭТП является платной и/или с пользователя будет взиматься ежемесячная абонентская плата.
Малому и среднему предпринимательству разрешено проводить торги только на восьми электронных торговых площадках госзакупок, регламентированных в 44-ФЗ. Представителям МСП также необходимо быть зарегистрированными в системе ЕИС.
Форма подписи
- согласно 44-ФЗ для участия в электронных процедурах требуется КЭП — Квалифицированная электронная подпись;
- в 223-ФЗ требования будут зависеть от самой площадки, на базе которой проводятся закупки. Для работы на восьми ЭТП госзакупок необходима обычная КЭП, КЭП со специальным расширением или же неквалифицированная подпись (НЭП)
Форма отчетности
- в 44-ФЗ в обязанности заказчика входит размещение на официальном сайте госзакупок документов о приемке работ, отчета с обоснованием закупки у единственного поставщика. К этому списку также относится отчет, сформированный по итогам года об объеме закупок у социально ориентированных некоммерческих организаций, субъектов малого предпринимательства;
- согласно 223-ФЗ не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, заказчик обязан разместить на сайте Госзакупок следующие отчеты об общей стоимости:
- заключенных договоров;
- договоров, подписанных с одним поставщиком;
- договоров, заключенных по закупкам, сведения о которых содержат гостайну.
До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:
- годовой отчет закупок у субъектов малых и средних предприятий (ППРФ от 11.12.2014 №1352);
- годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов малых и средних предприятий (ППРФ №1442).
Обеспечение исполнения заявки и контракта, стоимость участия.
Обеспечение заявки:
- опираясь на 44-ФЗ, заказчик может не устанавливать размер обеспечения в закупках до 1 млн руб.:
- от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.;
- от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.;
- 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
Обеспечение заявки может быть предоставлено в виде банковской гарантии или при перечислении денежных средств на спецсчет
- в 223-ФЗ при НМЦ <5 млн руб. заказчик не вправе требовать обеспечение заявки. Если НМЦ будет выше, то заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Что получить в качестве способа обеспечения — банковскую гарантию или деньги за счет заказчика — участник выбирает сам.
Обеспечение заявки вносят через спецсчет в случае, если закупка осуществляется для малых и средних мероприятий на ЭТП. В остальных закупках денежные средства переводят на счет заказчика или используют счет на электронной торговой площадке
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств:
- согласно 44-ФЗ, вне зависимости от цены контракта, заказчик должен требовать от победителя конкурса/аукциона финансовое обеспечение контракта. Размер обеспечения составляет от 5 до 30% от НМЦК. Поставщик сам выбирает наиболее удобный способ. Он может положить деньги на счет заказчика, либо преподнести банковскую гарантию;
Размер обеспечения для малого бизнеса рассчитывается исходя из конечной цены контракта. Согласно закону, обеспечение не предоставляется теми субъектами малого предпринимательства тем, у кого уже есть опыт исполнения контрактов. Уполномоченный банк обязан выдать банковскую гарантию. На сайте Министерства финансов размещен список таких банков.
- в 223-ФЗ заказчиком все необходимые условия прописываются в Положении о закупке. За ним остается решение о стоимости, о размере, об обеспечении контракта и так далее.
Стоимость участия:
- в 44-ФЗ стоимость участия составляет 1% от суммы контракта, но не должна превышать 5 000 рублей (без НДС);
Если закупка будет проходить среди малого бизнеса и некоммерческих организаций, то стоимость составит 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС).
В случае уклонения победителя от подписания сделки, плата со второго участника взиматься не будет.
- согласно 223-ФЗ, среди малых и средних предприятий плата с победителя составляет 1% от НМЦ, не превышающая 2000 рублей. Если закупка происходит на общих основаниях, то условия зависят от самой торговой площадки.
Возможность изменения, расторжения контракта
- в 44-ФЗ контракт может быть расторгнут по взаимному согласию. В нем может быть прописана возможность денонсации в одностороннем порядке. При возникновении спорных ситуаций — их решает суд. Корректировать, вносить правки в важных условиях контракта запрещено;
- в 223-ФЗ заказчиком в Положении о закупках изначально прописываются все детали и условия. Исходя из оговоренных пунктов выносятся решения об изменении или расторжении контракта.
Обжалование действий заказчика
- в 44-ФЗ для подобных ситуаций прописан четкий план действий. Заявление можно подать в письменном или электронном виде в ближайшее отделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Жалоба размещается на сайте zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Затем следующие 5 дней выделяются на рассмотрение проблемы и ее решения;
- если заказчиком был нарушен 223-ФЗ или Положение о закупках, необходимо обращаться с жалобой в ФАС. Они рассматриваются в течение 7 дней.
Несмотря на схожесть 44-ФЗ и 223-ФЗ между ними все же существует значительная разница. Заказчики, свобода регулирования, форма подписи, отчетности, ЭТП и так далее — все эти критерии имеют свои особенности для каждого закона.
0 Комментариев
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться