Коммерческие тендеры — разновидность торгов, которые не регулируются федеральными законами о закупках, а в роли заказчиков в них выступают коммерческие, а не государственные организации. Это означает, что закупочные процедуры компании организуют с привлечением собственных финансовых резервов. Частные заказчики могут выбирать поставщиков по собственным предпочтениям. Начальная цена лота в коммерческом тендере может быть любой — от нуля до бесконечности. Основными законными регуляторами коммерческих торгов выступают ФЗ «О защите конкуренции» и ГК РФ. Также при организации тендера компании вправе опираться на свои внутренние положения.
Тендеры коммерческих организаций условно можно классифицировать по нескольким видам. Расскажем коротко о каждой существующей разновидности процедур.
Закупки открытого типа
Извещение о дате торгов публикуют на коммерческой площадке, которую выберет заказчик, например, на официальной страничке компании в сети интернет. Просмотр извещения с описанием условий сотрудничества с поставщиками доступен для всех желающих.
Другой вариант — организация тендера в рамках информационно-закупочной ERP-системы.
Закрытые тендеры
Некоторые закупки невозможно публиковать в открытом доступе в связи с коммерческой тайной. Если тендер содержит информацию, которая относится к такой категории, извещение только определенный круг потенциальных участников. Как это работает:
заказчик находит номенклатуру интересующей его продукции от поставщика и предоставляет ему доступ к системе, где может отправлять заказы на нужный товар в личной переписке через электронную почту или кабинет торговой площадки..
Организатор изучает предложения от участников и репутацию контрагентов на каждой стадии закупочной процедуры. Сперва коммерческий заказчик проводит предквалификацию, оценивая наличие необходимых документов и финансовую устойчивость подрядчика или поставщика, наличие или отсутствие рисков сотрудничества. И только затем переходит к изучению конкретных предложений среди тех, кто прошел первый отборочный этап.
Коммерческие закупки, как мы уже упоминали, не регулируются 223 ФЗ и 44 ФЗ. Это означает, что у коммерческого заказчика нет ограничений по площадкам, где можно разместить тендер. У крупных частных заказчиков часто есть свои интернет-ресурсы, где компании публикуют открытую информацию об актуальных закупочных процедурах.
Если заказчик из негосударственной сферы ставит своей целью охватить широкий круг поставщиков, скорее всего он опубликует извещение о тендере на одной из коммерческих электронных площадках вроде Тендер Про или ОТС.ru. Федеральные торговые онлайн-площадки (например, РТС-тендер) также имеют функционал, который позволяет размещать коммерческие заказы.
Еще участники торгов могут обратиться к услугам платных агрегаторов — Закупки 360, Контур.Закупки, Tenderplan.ru. Это онлайн-площадки, где выложены данные об открытых в коммерческих организациях тендерах. Для новичков в сфере закупок такой инструмент может быть очень удобен: через сайт можно подать заявку на рассмотрение нескольким заказчикам одновременно, исходя из номенклатуры вашего товара. Функционал агрегатора предлагает множество точных настроек по типу продукции, срокам поставок или диапазону стоимости контракта.
Можно за фиксированную плату нанять специалиста по тендерам на аутсорсе через удостоверяющий центр или консалтинговую компанию. Такой внештатный сотрудник может не только заниматься поиском релевантных закупок, но и принимать в них участие от лица компании-поставщика. При таком сотрудничестве важно заранее обозначить объем закупок, который реально может исполнить поставщик.
Коммерческие тендеры отличаются от государственных закупок некоторыми особенностями организации процесса. Распишем по шагам, как проходит коммерческая закупка:
Как и в ситуации с госзакупками, в коммерческих тендерах закупка считается несостоявшейся, если заявку на участие подал всего один контрагент.
У разных частных заказчиков требования к участникам могут разниться еще и в зависимости от правил торговой площадки, где публикуют тендер:
Формат закупки тоже может быть подобран на усмотрение заказчика — конкурсный отбор или аукционная процедура.
Часто для возможности принять участие в коммерческих торгах участник должен внести залог. Электронная площадка, на базе которых проводят конкурс, не требует наличия платежного поручения. Необходимая сумма будет заморожена на ЭТП до момента, пока торги не завершатся, а затем автоматически вернется на счет контрагента.
Состав документов и правила участия в коммерческих торгах оставляет сам заказчик. Он же готовит инструкции по заполнению заявок. Состав данных об участнике в заявке чаще всего стандартный: информация об организации участнике (регистрационные и контактные данные, данные учредителей и руководства, документы ИП).
Перечень дополнительных требований может включать копии учредительной документации, лицензии на определенные виды работ и т.п.
Обеспечение коммерческого тендера обычно составляет небольшую долю суммы по договору — от 0,5% до 5%. Чтобы исполнителя выбрали, ему нужно не только своевременно подать все документы, но и оформить их без недочетов. Время на подачу заявки может быть ограничено 7-20 днями с даты публикации извещения о торгах. По каждому предмету торгов один участник может отправить одну заявку.
В бизнесе всегда есть некоторая доля риска. Это утверждение справедливо и для работы с коммерческими заказчиками:
Чтобы свести риски участия в коммерческих тендерах к минимуму, потенциальному подрядчику или поставщику нужно детально изучить все открытые данные об организаторе: сроки ведения деятельности, отзывы клиентов и контрагентов, наличие открытых или завершенных судебных дел.
Был ли материал полезен для вас?
0 Комментариев
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться